Начинающему системному администратору

Итак, Вы решились стать системным администратором. На начальном этапе это, скорее всего, "эникей", то есть работы, не требующие серьезной квалификации или глубокой подготовки. Вы отлично справляетесь с установкой операционных систем дома, у друзей, у знакомых  и решили зарабатывать деньги, работая специалистом по информационным технологиям в офисе небольшой организации. Открыли hh.ru или superjob.ru и нашли объявления о приеме на работу в организацию со скромным парком техники, скромными требованиями к вашей квалификации, равно как (скорее всего) и скромной зарплатой. Услуги системных администраторов крайне востребованы на рынке и вы вполне можете  найти работу, даже не имея опыта по трудовой книжке. Собеседования  в небольших организациях обычно проводят люди, для которых уже то, что Вы умеете устанавливать ОС и программы, свидетельствует о Вашей грамотности как специалиста. Не разочаруйте их! Небольшие организации, в своем большинстве не могут позволить себе нескольких системных администраторов, поэтому Вам придется во всем разбираться самому.

Основное что Вы, как начинающий системный администратор, должны осознавать, это то, что у Вас пока еще нет большого опыта. Есть желание работать, а вот опыта работы с организациями нет. Соответственно в какой то момент Вы можете допустить досадные ошибки. И если, оказывая компьютерную помощь друзьям и знакомым, Вы, по сути, не рискуете ничем, то работая в организации, в случае потери важных данных по Вашей вине, Вы рискуете оказаться уволенным с последующими негативными отзывами от работодателя при попытке устроиться на новую работу.

Обслуживая компьютеры организаций, при выполнении сложных манипуляций с файловой системой, или еще каких-либо настройках аппаратной, либо программной конфигурации, имейте привычку делать резервные копии важных данных на внешний носитель или ресурс. Это может быть внешний жесткий диск, или, например, сетевое хранилище. В определенный момент Вы скажете себе: «Какой я молодец! Потратил полчаса времени и сделал резервные копии, но благодаря этому избежал многих проблем!» Это основное: сохраняйте данные и информацию, при потере которых организация может получить косвенные или прямые убытки. Будьте аккуратнее.

Помимо создания резервных копий данных перед какими то определенными работами, обязательно делайте регулярные резервные копии как пользовательских данных на компьютере, так и операционных систем (полные образы операционной системы в текущем ее состоянии можно создать с помощью специализированных программ, или штатными средствами). Определите критичные сервисы, от которых работа организации зависит самым прямым образом (например — 1С, или система хранения файлов фирмы). Cоздайте возможность автоматического переключения каналов передачи данных в случае выхода основного канала из строя. Организуйте Raid-массивы (с обязательным резервным копированием данных на внешний носитель; бывает, что и Raid-контроллеры выходят из строя). Не забудьте установить источники бесперебойного питания. Так же обязательно составьте план быстрого восстановления функционирования операционных систем, данных и сервисов. В экстренном случае это очень пригодится. Добейтесь отказоустойчивости системы в целом.

Начинающему системному администратору необходимо уметь работать с источниками информации. Ищите ответы. Наверняка с Вашей проблемой уже кто-то когда-то сталкивался.  Повышайте уровень своей компетенции, читая книги, официальные учебные курсы и инструкции. Огромное их количество Вы сможете найти на просторах «всемирной паутины».

Порядок выбора источника информации в большинстве случаев должен быть следующим:

1. Производитель — имеет наивысший приоритет. Когда Вы ищете драйвера или программное обеспечение, старайтесь скачивать их с официального сайта, дабы не получить "бонус" в виде «дополнительного функционала» (попросту говоря — рекламы или вирусов) от площадок-агрегаторов софта и драйверов. Изучайте инструкции по работе с программами и устройствами, созданные самим производителем данного оборудования или программного продукта.  Большим плюсом в этом является знание английского языка: порой даже профессиональный перевод инструкции может оказаться настолько вольным, что там появляется информация и рекомендации, которых в оригинальном тексте нет.

2. Чуть ниже приоритет у серьезных, популярных, профессиональных форумов. Найдите такие форумы с хорошими о них отзывами, где есть место для дискуссии и уровень людей, туда пишущих, заслуживает доверия. Зарегистрироваться на одном или нескольких из них. Если Вы самостоятельно не смогли найти решение проблемы - то напишите на форум, и Вам почти наверняка ответят.

3. Самый низкий приоритет у общего поиска в Интернете. Как уже говорилось, обычно кто-то где-то с Вашей проблемой уже сталкивался. Ищите.

Общение с пользователями заслуживает отдельного внимания. Будьте вежливы и корректны, но не позволяйте загружать Вас работой, которую пользователь должен делать, по сути, самостоятельно. Есть организации, где работники искренне считают, что системный администратор должен сканировать документы или подготавливать печать проектов из программ на принтер. Ваша задача в этом случае объяснить человеку как правильно это сделать, а не делать работу за него. И еще раз, все мы устаем, у всех бывает плохое настроение, всех “озадачивают” вопросами, на которые необходимо отвечать много раз. Но поверьте, Вам не нужны конфликты с людьми. Дружите с пользователями. И Вы удивитесь, когда поймете, что в огромном количестве вопросов пользователи могут разобраться самостоятельно, не отвлекая Вас задачами типа: "Как мне поставить вот такой значок вот в этом месте документа?" в тот момент, когда Вы организуете канал с удаленным офисом.

Самым распространенным решением по управлению ПК и пользователями в сети является организация домена, но в компаниях с маленьким количеством компьютеров острой необходимости в этом нет. Организация домена подразумевает чувствительные траты на ПО и создание резервного контроллера домена, что возможно далеко не всегда. Для удаленного управления рабочими столами компьютеров в ЛВС неплохо подходит программа TightVNC. Можете установить прокси-сервер для контроля интернет-трафика и подготовки отчетов руководству. Установите системы мониторинга и инвентаризации. Даже начинающий сисадмин должен понимать, что происходит на компьютерах его сети. Документируйте свои действия, составьте схемы сети, начальство любит отчеты и различные диаграммы.

Рекомендую установить централизованно управляемые антивирусы, что поможет вам видеть проблемы сразу по их появлении и соответственно вовремя на них реагировать. Можно ограничить физический доступ внутрь системных блоков персональных компьютеров (замочки, наклейки, пломбы), серверам и активному сетевому оборудованию (разместив его в телекоммуникационных  шкафах, которые тоже можно опломбировать или просто запереть на ключ). Про создание сложных паролей, я думаю, напоминать излишне: найдите золотую середину между сложностью и удобством для пользователей. Обновления программ и операционных систем позволит избежать использования известных уязвимостей программных продуктов различными вредоносными программами. Придется разобраться с общими принципами работы ЭЦП и алгоритмов шифрования с открытым ключем и, возможно, создавать контейнеры с криптозащитой для хранения конфиденциальной информации. А грамотно настроенные межсетевые экраны помогут Вам избежать несанкционированных подключений и повысят безопасность компьютеров.

Не стоит, так же, забывать, что в некоторых организациях приходится защищать данные не только от вторжения извне — но и от собственных сотрудников, создавая так называемые «димилитаризованные зоны», или «DMZ».

Работая системным администратором, Вы можете столкнуться с такими проблемами как исчезновение учетной записи из окна приветствия, ошибкой 1С 8 htmlui.dll, или придется разбираться с причинами внезапного отключения компьютера. В этом случае Вы сможете воспользоваться статьями в «Базе знаний» на нашем сайте.

И еще - верьте в свои силы! Все, что кажется сейчас неподъемным и сложным, потом окажется простым и понятным.

 

P.S. Комментарии принимаются на электронную почту, указанную в контактах. Если материал данной статьи показался Вам интересным - большая просьба поделиться ссылкой в социальных сетях.